Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:

Установлена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ, и за призывы к введению в отношении РФ мер ограничительного характера. КоАП РФ дополнен новыми статьями 20.3.3 и 20.3.4, которые устанавливают ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а также за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц. Нарушение ст. 20.3.3. влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Нарушение ст. 20.3.4. влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

 

Информация об ответственности за преступления, совершаемые с использование современных информационно-телекоммуникационных технологий

«Органами прокуратуры области реально взыскан в бюджет ущерб от актов коррупции на сумму свыше 48 миллионов рублей».

Ответственность за незаконный ввоз на территорию страны наркотических средств и сильнодействующих веществ

Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещен свободный оборот наркотических средств, психотропных веществ, а также их прекурсоров, а в отдельных случаях ограничен в установленном законом порядке. За совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков предусмотрена уголовная ответственность.

Так, статьей 229.1 УК РФ предусмотрена ответственность за контрабанду – незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации наркотических средств; психотропных веществ; прекурсоров (веществ, часто используемых при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ); аналогов наркотических средств и психотропных веществ; растений или их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры; инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Такое перемещение (ввоз и вывоз) признается незаконным, если оно осуществляется вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения, и (или) с использованием поддельных документов.

При этом если при совершении контрабанды лицо использует подделанный им же официальный документ или печать, то его действия квалифицируются как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ и ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков).

В зависимости от способа незаконного перемещения преступление окончено с момента фактического пересечения таможенной границы либо с момента представления недостоверной декларации или иного документа.

Получатель международного почтового отправления, содержащего наркотики, если он, в частности, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, подлежит ответственности как исполнитель контрабанды. Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ, наступает по достижении 16-летнего возраста.

Совершение контрабанды наркотиков влечет лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. В качестве дополнительных наказаний может быть назначен штраф в размере до 1 млн рублей и ограничение свободы на срок до 1 года. При наличии квалифицирующих признаков (например, особо крупный размер наркотиков) наступает более строгая ответственность – вплоть до лишения свободы сроком до 20 лет

 

Утверждены размеры пособий по безработице на 2023 год

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2046 утверждены минимальные и максимальные размеры пособия по безработице на 2023 год.

 

Для   граждан,   признанных   в   установленном          порядке    безработными,   за исключением граждан предпенсионного возраста:

  • минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 1500 рублей,
  • максимальная величина пособия по безработице установлена в размере 12792 рублей в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей – в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице;

Для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 рублей.

Документ вступил в законную силу с 01 января 2023 года.

Появилась возможность предъявлять сотрудникам ГИБДД электронное водительское удостоверение

В приложении «Госуслуги Авто» появилась электронная версия водительского удостоверения. С его помощью можно предъявлять сотрудникам ГИБДД электронное водительское удостоверение.

 

С помощью указанного мини-приложения водители транспортных средств могут предъявить сотруднику ГИБДД электронное водительское удостоверение и СТС, передать права управления транспортным средством другому водителю или отозвать их просмотреть документы на автомобиль.

 

Электронные права и СТС сформируются в виде QR-кода, который сотрудник ГИБДД считает специальным устройством.

 

В настоящее время сервис работает в режиме опытной эксплуатации. Инспектор вправе попросить оригиналы водительского удостоверения и СТС.

 

Изменения законодательства в сфере перевозок легковым такси

Федеральным законом от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлены особенности осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Указанный закон повторяет большинство действующих в настоящее время правил в указанной сфере, однако вводится и ряд дополнительных требований.

 

Новым законом устанавливаются дополнительные требования к легковым такси, их водителям и к перевозчикам. Так, водителем легкового такси может быть лицо, которое заключило трудовой договор с перевозчиком либо является индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки легковым такси самостоятельно, а также лицо, являющееся самозанятым, при условии заключения договора со службой заказа легкового такси.

 

Закон предусматривает создание региональных реестров перевозчиков, такси и служб заказа такси. Сведения указанных информационных систем, за исключением персональных данных, будут общедоступными.

 

Основаниями, препятствующими допуску лица к управлению легковым такси являются:

 

  • повторное назначение наказания в виде лишения права управления транспортным средством и (или) в виде административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения до истечения одного года со дня окончания предыдущего срока такого административного наказания;
  • не прохождение аттестации на знание расположения на территории субъекта Российской Федерации объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (при наличии), медицинских организаций, объектов образования, спорта, объектов, занимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также путей подъезда к ним, действий в чрезвычайной ситуации, правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси в случае, если порядок проведения такой аттестации и требования к указанным знаниям установлены законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
  • наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений, указанных в ст. 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации, либо уголовное преследование лица за эти преступления;
  • наличие более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения за период, предшествующий дню осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси.

 

Основные положения закона вступят в силу с 1 сентября 2023 года. Разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, выданные до дня вступления в силу нового федерального закона, действуют до окончания срока их действия, но не более пяти лет со дня вступления в силу Федерального закона.

Особенности предоставления отпуска несовершеннолетним работникам

Согласно требованиям ст. ст. 115 и 267 Трудового Кодекса Российской Федерации несовершеннолетним полагается удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день. Но если работнику исполнится 18 лет (достигнет совершеннолетия), то лишь до этого момента продолжительность его отпуска за рабочий год считается исходя из 31 календарного дня, а после – исходя из 28 календарных дней.

 

Несовершеннолетний работник вправе пойти в ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время, в том числе до истечения шести месяцев непрерывной работы. Ни при каких обстоятельствах несовершеннолетнему работнику нельзя переносить ежегодный оплачиваемый отпуск на следующий рабочий год. Это следует из ч. 4 ст. 124 ТК РФ. Поэтому если требуется перенести отпуск, то только в пределах текущего рабочего года.

 

Закон запрещает заменять денежной компенсацией ежегодный основной и дополнительный оплачиваемые отпуска работнику до 18 лет. Единственное исключение — когда такая компенсация выплачивается ему при увольнении (ч. 3 ст. 126, ч.1 ст. 127 ТК РФ). Выплату в этом случае нужно произвести за все дни неиспользованного отпуска в размере среднего заработка несовершеннолетнего работника. Отзывать несовершеннолетнего работника из отпуска нельзя, даже если он на это согласен.

 

За нарушения при предоставлении ежегодного отпуска несовершеннолетним работникам работодатель несет административную ответственность. Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ указанное влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и предпринимателей в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

 

Совершение правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет более суровое наказание. Должностные лица могут быть подвергнуты, в том числе дисквалификации сроком от 1 года до 3 лет.

 

Об уголовной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.

В соответствии со ст.14.16 КоАП РФ продажа алкогольной продукции несовершеннолетним влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствие со статьей 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, в случае неоднократного совершения данного деяния и наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В случае если у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), возникают сомнения в достижении совершеннолетнего возраста покупателем, продавец вправе потребовать документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого покупателя. К таким документам в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31.05.2017 №1728 относятся:

1. Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

2. Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

3. Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

4. Удостоверение личности моряка.

5. Дипломатический паспорт гражданина Российской Федерации.

6. Служебный паспорт гражданина Российской Федерации.

7. Удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина Российской Федерации.

8. Паспорт заграничный (дипломатический, служебный, обыкновенный) иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность, признаваемый в этом качестве Российской Федерацией.

9. Вид на жительство лица без гражданства в Российской Федерации.

10. Разрешение на временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации.

11. Удостоверение беженца.

12. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

13. Водительское удостоверение.

 

Об уголовной ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

Пленум Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2022 принял постановление № 39, в котором разъяснил порядок применения судами законодательства об уголовной ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 Уголовного кодекса РФ).

Верховный Суд, в частности указал, что уголовная ответственность наступает при условии, если неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей совершена неоднократно. Неоднократность имеет место, если в период неуплаты алиментов лицо в силу статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) считалось подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние соответственно по части 1 или 2 статьи 5.351 КоАП РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

В постановлении разъяснено, что под неуплатой алиментов следует понимать умышленное неисполнение (уклонение от исполнения) обязанности по внесению лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, алиментных платежей в течение двух и более месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства. Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением.

Внимание судов обращено на то, что уголовная ответственность по ст. 157 УК РФ наступает только в тех случаях, когда лицо имело реальную возможность выплачивать алименты, но умышленно уклонялось от исполнения возложенной на него обязанности, в том числе производило платежи в размере менее установленного судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением, например, нерегулярные или незначительные платежи. Если же невыполнение им алиментных обязательств было связано с наличием причин, которые признаны судом уважительными, то данные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ.

Как следует из постановления судам необходимо иметь в виду, что, например, покупка продуктов, дарение вещей, оплата расходов, если такие действия не носили постоянного характера и не свидетельствовали о нахождении ребенка (детей) или нетрудоспособных родителей на иждивении у лица, обязанного уплачивать алименты, не освобождают его от обязанности уплачивать алименты в полном объеме. Однако данные обстоятельства подлежат исследованию и оценке судом для решения вопроса о наличии или об отсутствии признаков объективной стороны состава преступления.

Верховный Суд разъяснил, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 157 УК РФ, может быть освобождено от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Если лицо в полном объеме погасило задолженность по алиментам, оно подлежит освобождению судом от уголовной ответственности на основании пункта 3 примечаний к ст. 157 УК РФ. По смыслу закона под полным погашением задолженности понимается уплата всей суммы задолженности по исполнительному производству о взыскании алиментов, имеющейся на дату принятия решения о прекращении уголовного дела.

Как указал Верховный Суд освобождению от уголовной ответственности в соответствии с пунктом 3 примечаний к ст. 157 УК РФ, в отличие от освобождения от уголовной ответственности по иным нереабилитирующим основаниям, не препятствует то обстоятельство, что лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за другое преступление.

В постановлении также разъяснено, что погашение задолженности может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, погасить задолженность в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.

 

Как предотвратить совершение преступлений несовершеннолетними

В настоящее время одной из самых сложных проблем современного общества является подростковая преступность. К сожалению, не каждый подросток осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым последствиям.

Очень часто несовершеннолетние совершают правонарушения, а также общественно опасные деяния, не задумываясь о последствиях. Рассчитывая, на то, что, не достигнув возраста привлечения к административной или уголовной ответственности, они не понесут наказания. В соответствии с Российским законодательством, несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Несовершеннолетние старших возрастных групп за свои преступления несут именно уголовную ответственность с применением почти всех мер уголовного наказания. В целях профилактики совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними лицами органы профилактики проводят работу по следующим направлениям:

1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

3) проведение профилактической работы с несовершеннолетними, склонных к совершению антиобщественных деяний;

4) воздействие на группы антиобщественной направленности, участниками которых являются несовершеннолетние; пресечение деятельности по вовлечению несовершеннолетних граждан в преступную деятельность со стороны преступных элементов;

5) профилактическая работа с неблагополучными семьями.

Уважаемые родители, напоминаем о необходимости постоянного контроля за детьми со стороны взрослых, доверительном отношении и важности проявления участия к жизни ребенка, знакомства его с нормами поведения и общения, особенно в подростковом возрасте. Конституцией Российской Федерации устанавливается равное право и обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их. Положениями статьи 63 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что родители несут ответственность за воспитание своих детей.

Если ребенок нарушает общественный порядок, совершает неправомерные действия в отношении других лиц или чужого имущества – отвечают за подобные действия родители (представители) несовершеннолетнего.

Сам несовершеннолетний правонарушитель будет поставлен на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних, где с ним будет проводится профилактическая работа.

Кроме того, важную роль в предупреждении преступлений несовершеннолетних играет правовое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, усиление внимание к семье, воспитанию детей. Задача родителей и педагогов организовать максимальную занятость ребенка, контактировать и владеть информацией об окружении ребенка, круге общения и интересах, кроме того установить контакт в общении с несовершеннолетним для общения на личные темы и волнующие проблемы ребенка.

 

С 1 марта 2023 г. вступают в силу изменения, внесенный Федеральным законом от 29.12.2022 № 584-ФЗ в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Так, статья 10 дополнена рядом запретов в информационной сфере для отдельных субъектов.

Установлен запрет для отдельных юридических лиц на использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения.

Перечень указанных информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Кроме того, Федеральным законом устанавливаются отдельные запреты и обязанности для владельцев сервисов размещения объявлений.

 

Ответственность за преступления, совершённые с использованием IT-технологий

Развитие информационно-телекоммуникационных технологий и увеличение числа преступлений, совершенных с помощью сети Интернет, средств мобильной связи, компьютерных техники и программ, пластиковых карт и иных технологий на базе сети Интернет, повлекло усиление уголовно-правовой защиты граждан и организаций.

В 2018 году ужесточена ответственность за совершение краж денежных средств с банковского счета, которые по степени тяжести приравнены к кражам с незаконным проникновением в жилище и караются лишением свободы на срок до 6 лет (пункт «г» части 3 статьи 158 УК РФ).

Федеральным законом от 01.04.2020 № 95-ФЗ внесены изменения в статью 238.1 УК РФ, предусматривающую наказание за оборот фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок. Данные действия, совершенные с использованием сети Интернет, переведены из категории средней тяжести в число тяжких преступлений, максимальное наказание за их совершение увеличено с 5 до 6 лет лишения свободы.

Введен специальный состав мошенничества, совершенного с использованием электронных средств платежа (статья 159.3 УК РФ), к которым относятся средства и (или) способы, позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационнокоммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, иных технических устройств. При этом неправомерный оборот данных средств платежа (незаконное их изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт) относится к тяжким преступлениям и влечет наказание до 6 лет лишения свободы (часть 1 статьи 187 УК РФ).

Статья 159.6 УК РФ устанавливает ответственность за преступления, связанные с хищением чужого имущества путем получения доступа к компьютерной системе и совершения определенных действий (ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства).

Повышенная уголовная ответственность также установлена за совершение с использованием сети Интернет таких преступлений, как доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ), вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни (статья 151.2 УК РФ), сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 228.1 УК РФ), незаконные изготовление и оборот порнографических материалов (статья 242 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической и экстремистской деятельности (статьи 205.2 и 280 УК РФ), и ряда других преступлений.

 

Условия освобождения от уголовной ответственности лица за дачу взятки

     В примечаниях к ст. 291 (Дача взятки), ст. 291.1 (Посредничество во взяточничестве) и ст. 291.2 (Мелкое взяточничество) Уголовного кодекса РФ приведены условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку:

     а) если оно активно способствовало раскрытию, расследованию преступления;

    б) либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

    Активное способствование раскрытию и расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (например, взяткополучателя, посредника), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки и др.

  Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления.

     При отсутствии одного из двух обязательных условий лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности.

 

О введении новой должностной обязанности для лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в сфере противодействия коррупции

    Федеральным законом от 29.12.2022 № 591-ФЗ внесены изменения в ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», согласно которым теперь лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, обязаны уведомлять обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы в срок не позднее 5 дней со дня соответствующего обращения.

     Порядок такого уведомления устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

   При этом лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, уведомившие о данных фактах, а также фактах совершения другими лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, либо государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Деятельность органов прокуратуры по противодействию терроризму и экстремизму

       Сегодня государство немалое внимание уделяет борьбе с экстремистской идеологией. Часто приходится слышать о недопустимости экстремизма как одного из наиболее опасных явлений в обществе.

        У такого понятия как экстремизм либо экстремистская деятельность (данные термины тождественны) объёмное определение, поскольку включает в себя более 10 конкретных видов действий, некоторые из них так или иначе связаны между собой.

    К ним относится, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также совершение преступлений по мотивам указанной ненависти или вражды;

  • пропаганда превосходства либо неполноценности человека, а также нарушение прав граждан по указанным выше признакам;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав, соединенное с насилием либо угрозой его применения.

      Термины экстремизм и терроризм соотносятся как общее и частное, где частное - это терроризм, как наиболее опасное проявление экстремизма, сопряженное с совершением насильственных действий или устрашением населения.

      Государственные органы обладают различными полномочиями в сфере противодействия экстремизму, форма и порядок их реализации зависит от конкретного содержания информации, обладающей признаками экстремизма.

     Например, органы прокуратуры обладают исключительными полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 20.33 КоАП РФ (участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности).

     Другим направлением деятельности органов прокуратуры является обращение в суд с исковым заявлением о признании информации экстремистской или запрещённой к распространению на территории РФ.

      В частности, к такой информации могут относиться комментарии пользователей в социальных сетях, носящие экстремисткий характер, рецепты изготовления взрывчатых устройств, демонстрация свастики.

   Законодательством также предусмотрен внесудебный порядок ограничения доступа к ресурсу, содержащему противоправную информацию.

      Так, внесудебный механизм пресечения доступа применим к информации, содержаще

    1. призывы к массовым беспорядкам;

   2. призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

   3) призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;

  4) ложные сообщения об актах терроризма и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений;

  5) обоснование или оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности;

  6) информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой на территории Российской Федерации признана нежелательной/запрещена.

   В случае обнаружения вышеуказанной информации в общем доступе, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам в случае ее неудаления.

 

 

Дата создания: 20.04.2022 08:38

Дата последнего изменения: 13.06.2023 15:20

На главную страницу